Дистант для диплома: как писать и защищать ВКР в режиме самоизоляции
10 апреля 2020 года состоялось заседание Школы корпоративного управления «Исследовательский опыт студента: моя история написания выпускной квалификационной работы». Организаторами мероприятия выступили зав. кафедрой корпоративного управления Наталья Булетова и руководитель Школы корпоративного управления Алексей Соколов.
– Готовясь к мероприятию мы преследовали несколько целей, – поделился Алексей Соколов. – Во-первых, мониторинг готовности ВКР и их авторов к предстоящей защите своих работ перед членами ГЭК, которая состоится совсем скоро. Проверка показала, что шансы на успех после определенных доработок на основе полученных рекомендаций есть у всех. Во-вторых, пригласив студентов обеих форм обучения, мы ставили себе задачу обеспечить приобретение опыта теми, кому такие испытания еще только предстоят. И, наконец, третья, в настоящее время самая актуальная цель – это демонстрация возможностей и ресурсов для дистанционного взаимодействия в процессе обучения. Несмотря на то, что режим самоизоляции, являясь ограничительной мерой, создает определенные препятствия для полноценного взаимодействия, однако вовсе его не исключает, и, более того, даже позволяет развивать навыки использования возможностей дистанта. На мой взгляд, все названные цели были достигнуты.
Мероприятие получилось насыщенным и интересным. Старт заседанию ШКУ дал мастер-класс научных руководителей бакалавров направления подготовки «Государственное и муниципальное управление». Затем в режиме видеоконференции прошла открытая предзащита, в которой приняли участие студенты очной и заочной форм обучения. Главная ее цель была не только в обеспечении максимального погружения выпускников в условия дистанционной работы с научными руководителями, но и в приобретении опыта для завершения подготовки и успешной защиты выпускных квалификационных работ в текущем учебном году.
Несмотря на общее следование требованиям Методических указаний по выполнению, оформлению, представлению и защите выпускных квалификационных работ студентов факультета ГМУ, процесс онлайн-обсуждения результатов написания ВКР сопровождался дискуссионными прениями по различным аспектам тем исследований, в том числе по реализации национальных проектов, результатам демографической и социальной политики в Волгоградской области.
По итогам мероприятия профессор кафедры корпоративного управления Николай Субочев дал студентам рекомендации, которые пригодятся при написании выпускной квалификационной работы. В частности, Николай Сергеевич выделил следующие направления:
«1. Поскольку ВКР бакалавриата содержит, как правило, две главы – теоретическую и прикладную, то в формулировке цели ВКР необходимо отражать теоретическую часть работы таким, к примеру, образом: «На основе анализа теории и методов управления государственной службой провести исследование процедуры … (в зависимости от предмета ВКР) и разработать рекомендации, направленные на совершенствование … в комитете …». Это необходимо делать, поскольку первые задачи, решаемые для достижения цели ВКР, содержат заявления соискателя «провести анализ теоретических аспектов, опыта и методов изучения» предмета ВКР и т.п. К тому же в отзыве научного руководителя и в рецензии должна в первую очередь оцениваться теоретическая подготовка студентов, а затем содержание прикладной части ВКР.
2. ВКР бакалавра является учебно-исследовательской работой, поэтому заслуживает одобрения самостоятельность студентов и конструктивно-критический подход к оценке различных концепций, трактовок понятий, принципов, методов и других инструментов исследования, разумеется, с одобрения научного руководителя.
3. Презентация должна быть емкой, лаконичной, доступной для восприятия членами государственной экзаменационной комиссии и включать графические средства визуализации.
4. Отрадно, что процедуру предзащиты студентов БкУЗ-500 могли наблюдать их коллеги, обучающиеся в очной форме, которым предстоит выкладывать презентации своих ВКР в MS Teams. Не зря говорится: предупрежден – значит вооружен!».
– Несмотря на то, что я смогла поучаствовать в мероприятии лишь частично и прослушать только некоторых студентов, впечатление в целом у меня сложилось, и оно волнительное, как будто сама была на месте тех самых выступающих, – делится впечатлениям студент учебной группы БкУ-402 Людмила Воронцова. – Наверное, это произошло потому, что меня также в скором времени ожидает предзащита, а затем и защита ВКР. Спасибо, что пригласили в чат-беседу. Это действительно полезно в сложившейся ситуации, как для студентов, которые выступали, так и для нас, «зрителей», которым это только предстоит. Цифровые технологии не стоят на месте, именно с помощью их развития мы можем продолжать обучение, даже на расстоянии друг от друга!