Лекции от экспертов для участников Летней Европейской школы
В рамках I Летней Европейской школы Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС студенты из Чехии, Италии и России посетили лекции и воркшопы от ведущих специалистов-практиков в таких сферах как развитие городской среды, имиджирование и брендинг, создание культурных проектов, экономическое развитие и муниципальное управление.
Лекция представителей агентства «TutkovBudkov» в креативном пространстве «ИКРА»
Проекты волгоградского агентства «TutkovBudkov» завоевали более 50 наград международных фестивалей, среди которых Cannes Lions, Eurobest, Clio Awards, Epica Awards, D&AD. Главным ресурсом агентства является команда, а главным преимуществом – скорость. Агентство создает идеи для коммуникаций и брендинга внутри традиционных и digital-медиа, разрабатывает спецпроекты, работая как с крупными компаниями, так и со стартапами, исключая алкоголь и табак. Команда продумывает фирменные стили, кампании в наружной рекламе, оформляет полиграфическую продукцию, создает иллюстрации, баннеры и веб-сайты. Все это рассказали представители агентства «TutkovBudkov» на встрече с участниками Летней европейской школы в креативном пространстве «ИКРА».
Участники Школы сделали фото со знаменитым «Каннским львом» и посетили экскурсию в офисе агентства. На вопрос студентов о том, почему такая крупная и успешная компания работает в основном на российском, а не на международном уровне, представители ответили: «Место не имеет значения для того, чтобы развиваться и становиться успешным, главное – желание делать окружающее тебя лучше».
Лекция экс-мэра г. Остравы Алеша Зедника
15 августа Алеш Зедник, экс-мэр г. Остравы, директор Российско-чешского научно-культурного форума, почетный консул РФ в Остраве, прочитал участникам Летней Европейской школы лекцию на тему «Моделирование влияния распределения финансовых ресурсов на инвестиционное развитие в рамках муниципального управления».
В ходе лекции А. Зедник выдвинул гипотезу, согласно которой развитие городов и регионов с точки зрения городской инфраструктуры зависит от воздействия на нее «семи слоев», из которых и состоит город. Алеш Зедник с помощью самостоятельно разработанной сферической модели развития города продемонстрировал, что любой регион, вне зависимости от его местоположения, подчиняется одним и тем же правилам.
Центром данной сферы являются бизнес, рабочие места, фабрики, услуги, безопасность региона. По мнению бывшего мэра, именно эти составляющие помогают региону развиваться. Остальные слои модели включают следующие пункты: окружающая среда и жилые помещения, водопроводные, энергоснабжающие и канализационные сети, транспорт (включая развитие местной дорожной сети), аварийная и охранная инфраструктуры, инфраструктура медицинского, образовательного и социального обслуживания, а также инфраструктура культуры, спорта и отдыха. Эти составляющие модели помогают поддерживать существующий базис города.
А. Зедник отметил, что разработал данную модель, основываясь на своем двенадцатилетнем опыте работы в муниципальной сфере, и что она может быть применима не только при принятии решений на уровне городов и муниципалитетов, но также и на федеральном уровне.
Лекция Валерии Берест, научного сотрудника Государственного центра современного искусства
Для участников Летней Европейской Школы ВИУ РАНХиГС Валерия Берест, научный сотрудник Государственного центра современного искусства, член ассоциации историков искусства Великобритании, преподаватель РУДН, провела интерактивную лекцию «Community-art практики в городских пространствах» и воркшоп «Создание культурных проектов в городской среде».
Встреча началась с вопроса спикера «Что такое система искусства?». Мы не можем говорить о частях искусства без включений их в систему. Система искусства в настоящее время включает в себя множество элементов: музеи, кинотеатры, фестивали, галереи и т.д. Но, безусловно, важнейшим элементом этой системы выступает аудитория, без которой невозможно существование никакого вида искусства. Что касается общества и его отношения к творчеству, то речь должна идти не только о людях, но и городах. Каждая из частей системы искусства встраивается в иерархию, имеет свое предназначение и функцию. Но сейчас каждая из частей пытается найти новые пути взаимодействия с аудиторией.
Валерия Берест отметила, что сегодня выставки перестали быть «белыми стенами с картинами». Формат преобразился и стал более гибким. Современные галереи имеют особенность: они позволяют молодым художникам проявить себя, галереи предоставляют им для этого площадку. Кроме того, художник в наши дни имеет различные варианты выражения своего творчества. Пример тому – программа «Artist-in-Residence», где артисты могут работать и создавать арт-проекты без обязательств. Суть программы заключается в следующем: организации, центры, частные лица предоставляют возможность всем творческим людям вдали от привычек повседневной жизни погрузиться в атмосферу творчества и нового опыта, впитывая уникальный географический и культурный колорит.
Студенты также узнали о Pop-Up галереях. Концепция подобных галерей заключается в уходе от традиционного представления о музеях. Pop-Up галереи располагаются не в конкретном здании, они могут охватывать самые разнообразные места, вплоть до заброшенных локаций. Работа Pop-Up галерей длится несколько дней, затем они перемещаются на новое место. В России всего несколько Pop-Up галерей. Например, галерея «Secret Art», для посещения которой нужно специальное приглашение. Валерия рассказала, в том числе и о так называемых сквотах – заброшенных местах, где собираются художники и музыканты.
На воркшопе участники Школы вместе со спикером обсудили возможность применения концепции «Третьего места» для развития городских территорий. «Третье место» – часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»). «Третье место» содействует творческому взаимодействию людей. Студенты в проектных группах обсудили, что для них является «третьим местом», рассмотрели возможности их развития и благоустройства.
В завершающей части воркшопа Валерия Берест провела небольшой эксперимент и продемонстрировала слушателям процесс проявления фотографий.
Лекция Марии Ромащенко, выпускницы ВИУ РАНХиГС, арт-менеджера ивент-агентства «Пушка»
На примере кейса проведения фестиваля искусства и творчества «Pipl Fest» Мария Ромащенко рассказала участникам Школы, как команда «Пушки» создала самый большой молодежный фестиваль в Волгограде.
Главной составляющей организации любого проекта является идея. Идея «Pipl Fest» заключалась в создании мероприятия для людей, о людях, о том, о чем они думают, о чем мечтают и чем восхищаются. Целью проекта, по словам Марии, было предоставление возможности жителям Волгограда познакомиться с интересными творческими людьми, которые создают современную культуру в городе, представить свежие тренды в культуре, искусстве, музыке, в проведении досуга, а также вдохновить молодых людей на творчество.
Участников удивил выбор аэропорта в качестве локации проведения молодежного фестиваля. Причин на выбор столь необычного места было несколько: проведение фестиваля в аэропорту – громкий инфоповод, данная площадка позволила создать оригинальный контент на фестивале, аренда пространства была абсолютно бесплатной, т.к. представители аэропорта были заинтересованы в создании нового имиджа места как современного молодежного пространства. Мария также поделилась и обратной стороной выбора данной локации: практически всю инфраструктуру пришлось подготавливать с нуля, что повлекло за собой большие расходы на обустройство площадки.
«Pipl Fest» состоял из пятнадцати зон: основной сцены, сцены электронной музыки, галереи, интерактивных зон, лектория, зоны воркшопа, экшн-зоны, танцевальной площадки, кинотеатра, лаунж-зоны, digital-art зоны, зоны гаражной распродажи, фуд-корта, партнерской зоны.
В качестве каналов распространения информации о предстоящем фестивале команда «Пушки» выбрала рекламу на радиостанциях, региональное телевидение, социальные сети, собственный сайт, а также постеры в партнерских организациях, университетах города и торговых центрах. Мария обратила внимание студентов на важность выбора даты и времени фестиваля и посоветовала проверять информацию на наличие других мероприятий в те же дни, а в случае необходимости связываться с организаторами данных мероприятий, чтобы договориться о сотрудничестве.
Мария Ромащенко рассказала участникам о собственной системе создания чек-листов по категориям и зонам, которые помогают не забыть важные моменты в процессе организации мероприятий.