Пресс-выпуск № 3 студенческого социологического агентства «Мониторинг»

Социокультурная адаптация иностранных студентов в г. Волгограде.

Ежегодно в университетах России в рамках квоты могут поступить и учиться бесплатно 15 тысяч человек. В 2016 году конкурс среди иностранцев составил 4,5 человек на одно бюджетное место.

Подробнее

Методы исследования. Анкетный опрос (март-май 2016 г. n=300 чел.). Исследование было проведено среди иностранных студентов, обучающихся в Волгоградских вузах (из них ВолгГМУ (54%), ВолгГТУ (30%), ВГСПУ (16%)). Тип выборки — квотная (квотирование проводилось по вузам г. Волгограда, месту жительства респондентов).

Студенческое социологическое агентство «Мониторинг» представляет результаты исследования, посвященного изучению социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях г. Волгограда. Успешность обучения иностранных студентов в России, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависит от социальной адаптации студентов в стране пребывания. Перед принимающей стороной всегда стоит задача оптимизации жизни и учебы иностранных студентов, которые проходят через сложный процесс адаптации к новым условиям их жизнедеятельности.

Результаты исследования. Среди иностранных студентов, проходящих обучение в волгоградских вузах, преобладают выходцы из Ганы, Индии, Иордании, Китая и т.д. (см. диаграмму № 1).

Диаграмма № 1

Состав опрошенных иностранных студентов Дальнего зарубежья, обучающихся в волгоградских вузах

Низкая цена за обучение являлась для большинства опрошенных респондентов ключевой при выборе места обучения (55,9%). 18,7 % студентов обосновали свой выбор тем, что ранее в Волгограде обучались их родители, родственники, друзья и знакомые. 12,7% указали, что в России предоставляется возможность получить образование высокого качества (см. диаграмму № 2).

Диаграмма № 2

Причины выбора российской высшей школы иностранными студентами

Несмотря на осознанный выбор обучения в Волгоградском регионе студенты, прибывшие из стран Дальнего зарубежья, в первый год обучения испытывают ряд трудностей, которые условно можно выделить в три группы:

1 группа: психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности;

2 группа: учебно-познавательные трудности, связанные, в первую очередь, с недостаточной языковой подготовкой. Так, по результатам исследования было установлено, что большинство иностранных студентов на протяжении учебного процесса испытывают трудности в процессе коммуникации на русском языке. 23% обучающихся отметили, что в библиотеках высших учебных заведений отсутствуют учебные материалы на их родном языке, что способствует затруднениям в процессе усвоения материала;

3 группа: социокультурные трудности, связанные с освоением нового социального и культурного пространства вуза.

Важную роль в процессе социокультурной адаптации выполняют агенты, которые помогают субъекту освоить новые социальные роли, правила и т.д. Для иностранных студентов агентами являются: деканат по работе с иностранными студентами, преподаватели вуза, студенческая группа. При ответе на вопрос «Кто Вам помогает, когда у Вас возникают проблемы?» респонденты давали следующие ответы (см. диаграмму № 3).

Диаграмма № 3

Приоритетные группы поддержки иностранных студентов